Элемент внутреннего каркаса шины под названием корд (в диагоналке это полимерные/текстильные нити) укладывается при сборке шины под углом (по диагонали) к линии вращения шины.
Шина крутится так (|), один слой корда – вот так (/), а другой так (\). Слои перекрещиваются (слоев всегда четное количество) и получается – (Х). Такая конструкция обеспечит нужную жесткость и форму шины. Борта шины такие же крепкие, как и рабочая поверхность шины, где сверху еще наварен протектор, потому ее борта проще терпят грубость по отношению к себе. Но это же приводит и к трению между перекрещенными нитями на бортах, отчего шина греется при работе.
Корд (стальные/нейлоновые нити) укладывают перпендикулярно к линии вращения шины от борта до борта. Шина крутится так (|), а корд так (__) и получается – (_).
Этим достигается нужная прочность при меньшем весе, чем в диагональной. А для укрепления рабочей поверхности там размещен еще и брекер, и только потом протектор. Борта менее защищены.
Радиальная шина нынче сильно потеснила диагональную своими преимуществами. Так какую выбрать-то? В большинстве случаев просто смотрите рекомендации производителя вашей техники. Производитель хочет, чтобы шины соответствовали техпараметрам техники и неверного не порекомендует. Смело доверьтесь ему. Если вы работаете в каких-то нестандартных условиях, нужно проконсультироваться и выбрать особое решение.